В отличие от стандартных механизмов классификации трафика, встроенных в распространенные маршрутизаторы и основанных на данных, содержащихся в заголовках 3–4 уровней OSI модели (IP,TCP/UDP), системы DPI обладают возможностями распознавать в потоке отдельные сетевые приложения (например, YouTube, P2P, Instant Messaging, Browsing и т.д.), а также извлекать, блокировать и анализировать любые инкапсулируемые на таком «пользовательском уровне» данные в режиме on-the-fly. Кроме того, система позволяет ограничивать скорость доступа к интернету отдельным пользователям, блокировать отдельные протоколы, изменять их приоритетность и параметры работы в режиме реального времени«.
Таким образом, DPI — это производительный «сетевой микроскоп», который позволяет каждый пакет, проходящий через пограничный шлюз, распаковывать и тщательно досматривать на предмет «таможня дает добро». С недавних пор DPI стал чрезвычайно актуален после введения в России понятия «информация, запрещенная к распространению» (партия руководящие товарищи долго ждали наступления XXI века и «информационной эпохи» и вот, наконец, решились на это).
Поэтому пограничный досмотр теперь требует особенно тщательного обшаривания естественных ниш и отверстий всех проходящих информационных пакетов на предмет сокрытия там диковинного заморского инакомыслия и запретных для духовных скреп государства знаний.
Возвращаясь к нашей истории — вы будете смеяться, но, как это водится, чисто случайно Ростелеком в последние месяцы развил просто бешеную активность по созданию своего собственного DPI. На данный момент вроде бы они уже определились, что будет внедрена именно китайская система фильтрации интернет-трафика на базе оборудования Huawei, «которая уже хорошо зарекомендовала себя у наших китайских товарищей».
Да, дорогая это вещь — DPI (стоимость от 10 миллионов долларов и выше), только очень крупные провайдеры могут позволить себе это. Да и опять же, как контролировать такое количество сетей... никаких людей-роботов-DPI не напасешься, все штрафуешь их, штрафуешь... сопротивляются почему-то операторы цензуре, несознательные они какие-то, гады.
На сегодняшний день нужно признать — множество мелких региональных операторов пока и вовсе в гробу видели игнорируют Роскомнадзор и его реестры. Как в классике: «суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения».
Но решение есть — в российской прессе это уже обозвали как «белорусский вариант». Речь идет о централизации операторов, которые получат эксклюзивное право на работу с иностранным интернет-трафиком. И вот опять же, чисто случайно, так совпало, что правительством РФ уже в ближайшее время планируется разделить всех операторов связи на две группы: на федеральных операторов связи (ФОС) и на обычных операторов связи (ОС). При этом ФОСы получал эксклюзивное право на работу с иностранным интернет-трафиком, а вот обычным операторам — теперь нужно подключаться к федеральным ФОСам в качестве даунлинка.
Суть новой реформы: чтобы получить статус «федеральный», провайдер должен иметь трансграничные переходы на западе и на востоке России, собственные каналы связи, доходящие до всех регионов РФ, а также точки присоединения во всех городах с населением свыше 100 тысяч человек. По мнению независимых экспертов, условия получения статуса ФОСа подогнано под... государственного монополиста Ростелекома — чисто случайно того самого, который сейчас развернул просто лихорадочное по своей спешке внедрение DPI.
Если не последует укрупнений и слияний, на данный момент в РФ нет ни одного другого телекома, который удовлетворял бы сразу всем заявленным условиям для получения статуса ФОС, кроме упомянутого РСТ.

Ради справедливости для российской аудитории стоит пояснить: это дело уже поздновато называть «белорусским вариантом», потому как с недавних пор здешний государственный монополист Белтелеком лишился статуса единственного шлюза во внешний мир — как ранее и обещали власти РБ, право интерконнекта получило новосозданное СООО «Белорусские облачные технологии» (их учредитель — «Национальный центр обмена трафиком»).
Возвращаясь к России: меня несколько позабавило заявление-реакция на эти планы со стороны весьма авторитетной Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), которая перепутала причину со следствием и на полном серьезе заявила:
Сокращение трансграничных переходов сетей передачи интернет-трафика с территории России облегчит иностранным спецслужбам контроль за ним (трафиком)«.
Прямо как в том анекдоте: облегчить контроль не иностранным спецслужбам, а в первую очередь — российским, и, конечно, это вовсе не досадный баг, а драгоценная фича. А с остальным все верно — централизация, национализация и плановая экономика в любой форме существенно облегчают жизнь всем служивым, и не только в области телекома.
Всем выйти из сумрака!
В качестве готового государственного рецепта по блокированию вольницы, льющейся из англосаксонского домена, еще раз суммируем последовательность из вышеописанных шагов:
вводим законодательный запрет на VPN и аналоги;
в качестве обеспечения технических мер по его исполнению монополизируем интерконнект с внешним миром, чтобы в его узкое горлышко стекался весь трафик, идущий за рубеж (и обратно) со всей страны;
после чего ставим туда вместо пробки такую ядреную китайскую машинку с DPI, которая сможет фильтровать базары протоколы и сервисы на пользовательском уровне.
Конечно, текущее демонстративное осуществление буквально всех звеньев этой единой цепи правительством РФ — это не более как очередная случайность. И тем более это не касается технарей, они ведь очень сильно верят в сетевую анонимность: они знают Tor, VPN, торренты и другие очень страшные слова.
Что интересно, обратите внимание на разность подходов: если в упомянутой Беларуси просто законодательно запретили резидентам хостить сайты за пределами своей Родины (и что почти никто не выполняет), то в России-таки решили сделать «все по-взрослому» — развернуть полноценную систему «принуждения к миру» на базе DPI и целого ряда околоюридических подпорок.
Года через 2–3 российские пользователи всяких там VPN’ов и Tor’ов начнут автоматически получать штрафы. Подобно тому как сейчас достаточно превысить скорость на определенных участках дороги — и всё: получите-распишитесь. А в некоторых, особо интересных случаях, быть может, приключится даже вариант «пройдемте, товарищ». Не буду долго расписывать этот вариант, ограничусь лишь словами о том, что «советский суд самый гуманный суд в мире».
© https://telegra.ph/Runet-obrechennyj-za ... mony-02-01