Нейробиологи успешно смогли установить дистанционную трехстороннюю связь между нервными системами трех разных, удаленных и не видящих друг друга людей, которые, тем не менее, смогли передавать друг другу по проводам простые мысли.
Во всяком случае, они успешно смогли играть в игру в стиле Тетрис. В планах исследователей создать подобную систему, работающую глобально и способную, однажды, заменить собой привычные социальные сети и вообще Интернет.
В основе работы лежат такие давно изученные физиологами явления как:
а) электроэнцефалограмма (ЭЭГ), которая регистрирует никому не понятные импульсы коры головного мозга;
б) транскраниальная магнитная стимуляция (Transcranial magnetic stimulation, TMS) – метод, позволяющий неинвазивно стимулировать кору головного мозга при помощи коротких магнитных импульсов;
в) фосфены – зрительное ощущение, возникающее у человека без воздействия света на глаз. Фосфены представляют собой светящиеся точки или фигуры, появляющиеся самостоятельно в темноте (например, после давления на глаза);
В эксперименте, созданном учеными, два «отправителя» электрических сигналов играли в игру в стиле «Тетрис» с падающими блоками, при этом у каждого игрока снималась ЭЭГ (электроэнцефалограмма).
Задача у игроков была сама простая: подумать о повороте того или иного блока, который они не могли повернуть самостоятельно. Далее, снятая ЭЭГ передавалась третьему игроку – «получателю» сигнала, подключенного к аппарату TMS.
На основании получаемой по проводам ЭЭГ транкраниальная стимуляция генерировала в мозгу «получателю» электросигналы в зрительной коре, которые он воспринимал как фосфены. Получатель видел у себя на экране только часть игровой зоны, поэтому решение о повороте нужного блока он принимал исключительно на основе сгенерированных TMS фосфенов.
В пяти разных группах из трех человек исследователи достигли среднего уровня точности 81,25 процента, что для первой попытки чтения мыслей является исключительно достойным. Чтобы добавить дополнительный уровень точности в игру, исследователи планируют сделать аналогичный канал обратной связи, чтобы «получатель» сигнала тоже мог сделать вызов.
Исследователи, стоящие за новой системой, назвали ее BrainNet, и говорят, что в конечном итоге ее можно будет использовать для соединения множества разных умов вместе, в том числе и через Интернет.
«Мы представляем вам BrainNet, который, насколько нам известно, является первым межличностным неинвазивным прямым интерфейсом «мозг к мозгу» для совместного решения проблем», – пишут исследователи в своей работе. «Разработанный нами интерфейс уже позволяет трем человеческим существам дистанционно сотрудничать и решать общую задачу, используя прямую связь между мозгом и мозгом».
Источник